суббота, июня 25, 2011

О происках инквизиции

Охоту на ведьм очень часто приписывают к преступлениям Святейшего обвинения католической церкви, но это, как водится, следствие малого знакомства народа с реальными фактами.
Расцвет охоты на ведьм и демонов приходится на конец 16 - 17 век; при этом протестанты занимались этим не менее, а даже более рьяно, чем пресвитеры церкви католической.
Рассматривать в этом же ключе работу испанской инквизиции будет несколько неверно - потому что в Испании велась охота не на ведьм, а на еретиков, еретиками же очень часто оказывались политические противники, либо просто люди обеспеченные.
Причин же для "охоты на ведьм", вошедшей в историю как фразеологизм, как водится, было несколько.


Для начала - финансовая; ибо имущество обвинённого (не осуждённого!) переходило в ведение церкви, частью перепадая и доносчику; так что даже если обвинённый и оправдывался, он становился полным банкротом.
Вторая - как это ни странно, массовая народная истерия, подогреваемая проповедями с амвона - как водится, все беды связывали именно с ведьмами, колдунами и бесами; причем как глобального (войны, мор, глады) так и локадьного (чревоугодие, блуд, насилие) характера.
Что отчасти напоминало ситуацию в СССР тридцатых годов; хороший показатель - лично прочтённая мною в протоколах история, суть которой сводилась к следующему.
Я не являюсь медиком по образованию, тем более, ветеринаром, но суть в том, что есть некая метода определять какое-то там заболевание крупного рогатого скота - не то ящур, не то ещё какое-то, в том же стиле. При этом носитель инфекции может быть скрытым.
В общем, приезжает ветврач, делает укольчик, и через какое-то время скрытый носитель инфекции заболевает открыто, что позволяет его выявить, кончить и прекратить эпизоотию.
Вот в каком-то колхозе так и получилось: приехали, укололи, коровка заболела и подохла.
Пять ветврачей, работавших в районе пошли как банда вредителей.
Я читал выдержки протоколов райкома - так там народ совершенно искренне требовал расправы над "кровопийцами народного достояния", при вялых попытках секретаря всё это растолковать.
Собственно, во время "охоты на ведьм" происходило тоже самое: массовая народная истерия требовала жертв.
При этом католические регионы оказывались даже в чуть лучшем положении - тут всё таки действовала кривая, но система обвинения и наказания; иное дело - протестанты, где охотником на ведьм мог объявить себя всякий желающий, что многие и делали - для сведения личных счётов.
К примеру, Мэтью Гопкинс в Англии (17в) таким образом прикончил под сотню человек, прежде чем его жители Эссекса, Сассекса и Норфолка самого спалили.
Ещё один момент истерии - иного слова не подберёшь - это одержимость бесами. Опять же, милое 17е столетие.
В основном она была свойственна монахиням женских монастырей, коих развелось превеликое множество; впрочем, другие не отставали. Многие калеки и нищие притворялись жертвами бесов и дьяволов;
так что когда происходившее называют массовой эпидемией - что-то в этом есть.
---------------
Третья причина?
Да кто его знает, современные историки в массе своей отделываются расхожей фразой "преступления инквизиции" и потрясают "Молотом Ведьм",
для меня тут критично то, что во многих чинах изгнания бесов того времени рефреном повторялось приказание покинуть человека "бесам сладострастия, стяжания, обольщения, пьянства, чревоугодия et cetera"; что очевидным образом указывает на то, что человеку всегда интереснее обвинять в своих проблемах кого-нибудь другого.
На этом популярное чтение закончено - прочих направляю к первоисточнику с предисловием Лозинского.

Комментариев нет:

Отправить комментарий